Уроборос 2 марта – 10 апреля 2010 Gallery Brissot art contemporain, Paris выставка проходит в рамках года культуры России во Франции УРОБОРОС — архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В алхимической картине мира змея играет роль символа циклических процессов Вселенной, она поедает собственный хвост, чтобы пройти через полный цикл восстановления из смерти. Все работы проекта являются монохромными ремейками живописных первоисточников двадцатилетней давности к которым я вернулся, чтобы что-то понять в собственном творчестве... Образы животных составляют отдельный цикл, насчитывающий несколько десятков работ. С досугом, болезнями и смертями каждого существа, в прошлом домашнего животного, связана история, подчас душераздирающая и безвозвратно впечатавшаяся в самое ядро творческого сознания. Они, словно стражи, совершающие непрерывный обход ушедших событий моей жизни… Появление в картине даже незначительного по размеру конструктивистского элемента всегда создавало разрыв и расслоение целостности. Начинался деструктурирующий процесс, который менял изображение быстрее, чем удавалось сообразить каким образом и что именно происходит. Деструкция перекидывалась с плоскости изображения на процесс сознания, моментально откликаясь в нём микроколлапсом, сменяющимся удивлением от происходящего процесса. Это довольно тонкая грань, приспособившись ходить по которой, можно оказаться внутри довольно странного ландшафта…
Однажды, кружил я, наверное часов пять, вокруг одного чернющего болотца,
и как-то так умудрился замешкаться в нежелании наступить на яйцовую
синеватую кладку, какой-то странной, видимо птицы.
Мох там особенно был глубок, а лес застывший, тихий и в непуганности своей совсем голый.
Так вот, яйца эти прямо на мху открыто и лежали, в ямке, разумеется.
Я ногу то уже занес, а подошва сама не захотела туда наступать -
рядом значит… а там прикрытая дыра глубоченная с водой...
В общем, сыграл я туда. Подобные сумеречные ландшафты, с большим количеством зияющих дыр и провалов, ведущих в какое-то иное, так же обладают свойством периодичности и повторяемости. Идея использования картины как метафизического шлюза в иные реальности предельно навязчива и продолжает беспокоить меня вновь и вновь… Исследуя серии батальных работ разных лет, я обнаруживаю в них всё больше пластических закономерностей - поверхности их плоскостей, как правило, испещрены до степени ковровости. Скорее всего, дело в моих попытках создать топографические срезы вовлечённости в насыщенную событийность… Да, теперь это стало совершенно очевидно и в ближайшее время придётся поступить именно так, приступив к масштабному проекту на эту тему. Создавая странные заросшие волосатостью работы, лишённые какого-либо смыслового контекста, сюжета, и пластических интерпретаций я пытался искусственным образом создать ситуацию интеллектуального и физического тупика. Это приём-уловка, суть которого в динамичном созерцании рябящей поверхности работы. При удачном развитии процесса, мне удавалось иногда заглянуть во что-то совершенно необъяснимое словами… Жители торфянников, болот и всевозможных нор, это один из наиболее ранних архетипов, относящихся к периоду моей зачаточной осознанности... Забраться в туловище волосатого пёсика или несчастного енота и затаиться на дне потаённой щели, замуровав лаз изнутри ветошью... Скорее всего, это симуляторные попытки возвращения в материнский организм с целью обретения паузы, необходимой для конструирования коммуникационного механизма… Совсем недавно мне стало понятно, что сотни натурных пейзажей, которыми забиты пыльные стеллажи мастерской, это коллекция визуальных звуков. Во время пленэров происходила неосознанная фильтрация из изображений особого пластического звона, одновременно накапливающегося в отсеках тела и кровеносных сосудах. В дальнейшем разновидности этого звона стало возможным вытаскивать в виде объёмных формообразований… Дробление всего воспринимаемого на обособленные и абсолютно равные по значимости абстрактные образы остаётся для меня важнейшим способом восприятия. Это самый необходимый инструмент творческого внимания. |
||
Цель этого предисловия - определить местоположение творчества Дмитрия Каварги в координатах русской авангардной мысли: |
||
Выставки >>> |