«ZOO-ZOO»
куратор — Сергей Катран, музыкальный куратор — Алек Петук
Государственный Дарвиновский музей, Москва
13 мая — 15 июня 2014
Арт-проект «ZOO-ZOO» размышляет над анималистическими экологическими сценариями ближайшего будущего.
Один из них связан с вытеснением животных в резервации, охраняемые национальные парки, другой — с интеграцией животных дикой природы в городскую среду, где они вынуждены будут приспосабливаться к жизни в городе.
Кроме того, арт проект «ZOO-ZOO» затронет такие экзотические, но вполне реализуемые сценарии будущего как генетическая реинкарнация ископаемых пращуров, а также добровольную мутацию, генную модификацию, изменение своей природы ради новой парадигмы красоты и здоровья, стиля жизни. В фокусе рассмотрения окажутся такие понятия как биоэмиграция, зоодепортация, биороботизация, микрогигантизм и др. Искусственное вмешательство человека в зооморфологию и внедрение в природу живых существ через присвоение лучших качеств и модификацию животных по собственному произволу для удовлетворения потребностей не только насущных, но и ради развлечения …
Каким будет зоо сообщество в ближайшем будущем? Какими станут наши домашние питомцы? Будет ли наконец решен продовольственный кризис? Уйдут ли в прошлое смертельные болезни? Как повлияет вмешательство человека на биологический ландшафт планеты?
Спросим об этом современных художников, людей для которых создание новых миров и проектирование будущего является профессией. Каких животных будущего они явят миру? Ведь сказано — на какую бы отчаянную фантазию не отважился человек, всё это уже «придумано природой». Попробуем оспорить это высказывание. Итак, мы начинаем увлекательный и смелый эксперимент «ZOO-ZOO»!
Обитаемая скульптура для птиц 2013
Металл, полимеры, 200x500x120 см, Courtesy Pechersky Gallery
Любому городу присуще наличие так называемых животных-паразитов.
Голуби, воробьи, вороны, утки, чайки, мыши, крысы, ну и конечно бездомные собаки и кошки.
Эти существа в своей совокупности являются остаточным биологическим спазмом, растворённом в синтетической постиндустриальной реальности мегаполисов.
Их роль неопределённа и случайна, как, собственно, и отношение к ним горожан. Одни реализуют свои садистские пристрастия, объявляя себя чистильщиками и разбрасывая отраву в местах обитания животных, иные, наоборот, преисполнены милосердия и сострадания.
Государство, как правило, в вялотекущем режиме выполняет свою карательную функцию и, на всякий случай, создаёт условия для полного исчезновения любых бесполезных животных.
И всё же, городские животные продолжают существование, странным образом цепляясь за урбанистическую реальность.
Они действительно не приносят ощутимой пользы и в каком-то смысле родственны ещё одному бесполезному явлению – стихийному уличному искусству, всевозможным графити, снеговикам, объектам из мусора и т.д.
Почему бы не совершить попытку их объединить, произведя нечто третье?!
Что если создать своеобразные ковчеги – городские скульптуры, населённые бездомными животными... Странные биоморфные формообразования, укреплённые на крышах зданий или в парках и скверах, в зависимости от физиологии их возможных обитателей.
Обитаемая скульптура для собак 2013
Металл, полимеры, 200x300x170 см, Courtesy Pechersky Gallery
Социальный человек сотворил для себя рациональный геометричный мир, но в двадцать первом веке вполне уместно отказаться от излишнего деспотизма, создав не квадратные голубятни и не прямоугольные собачьи будки.
С одной стороны, подобные объекты искусства привнесут терапевтическую визуальную альтернативу, разбавив городские ландшафты природными формами.
С другой, послужат очагами культурного досуга горожан, инициируют редкую возможность общения с живыми нечеловеческими существами...
Участники:
Группировка «ЗИП», «Лаборатория городской фауны», «PProfessors», «М/Ж», «Это не здесь», «Большая Лючида», «ДАДАНЕТ», «Бестиарий», «Варвары», Движение «Паразит», ЦНИИ Психогеографии и Пограничных состояний (ЦНИИ ПИПС), Медиа группа "TJ"
Дмитрий Каварга, Марина Звягинцева, Сергей Чернов, Олег Кошелец и Дарья Домбровская, Алла Урбан, Сергей Яралов, Екатерина Сисфонтес.