HOME
Проект «Трепанация мыслеформ»
Арт - Дмитрий Каварга
Аудио – Георгий Белоглазов
Биообратная связь – Тимур Щукин







В результате используемых в проекте приборов, в режиме реального времени измеряется уровень эмоциональной активации человека, вошедшего в контакт с интерактивной скульптурой. Метод, применённый в проекте, называется регистрацией КГР (кожно-гальванической реакции). В основе метода лежит феномен сильной корреляционной связи изменения электрической проводимости (сопротивления) биологической ткани организма с уровнем эмоциональной активации.

Методика биологической обратной связи, используемая в проекте - один из наиболее эффективных и естественных методов саморегуляции и обучения саморегуляции. Это может быть функционирование всего лишь одной нервной клетки или сложнейшим ансамблем электрической активности мозга, в обычных условиях не встреающимся - в любом случае человек может научиться управлять процессом. Говорят, что биологическая обратная связь - это управляемый плацебо-эффект. В том смысле, что в результате эффекта плацебо человек может вылечиться от страшной болезни, съев кусочек мела, если он уверен, что это новейшее лекарство. Однако поймать точный образ, уникальный для нужного состояния и человека, наука пока не в состоянии. Искусство же - вполне.



Общие тенденции развития метода биологической обратной связи показывают, что все движется в направлении комплексных, сложных паттернов функций, являющихся материалом для управления (не просто давление или температура, а пропорция ритмов электической активности мозга в резонансе с перистальтикой к спектрам сердечного ритма) - это позволяет выделять узкие, уникальные состояния для работы и освоения. Второе направление - это сложные, комплексные формы обратной связи - не просто громкость или тон звука, изменение яркости цвета или размера виртуальной формы на экране монитора, а многомерное, почти живое существо, скульптура, объект искусства, различные степени свободы которой гармонично и естественно связаны со степенями свободы выбранного для управления паттерна. Если человек учился бы ходить, управляя каждой мышцей в отдельности у него бы это начало получаться годам к пятидесяти. С другой стороны сразу вся информация тоже избыточна - поэтому человек, который осваивает навык, может забыть дышать, высунуть язык и т.д., полностью сосредоточившись. Визуальная форма избирательно отражает ту часть бытия человека, которая должна быть извлечена на поверхность сознания. Будучи извлеченной, она может быть препарирована, гармонизирована, динамизирована и отпущена назад - под поверхность осознаваемого. Для этого нужно зеркало, зеркало, которое избирательно отражает выбранные нами процессы. Лучше всего эти функции в состоянии выполнить живой, биологичный, целостный арт-объект.

                                                                                               Тимур Щукин
разработка приборов при участии Креативнго агентства "Nouvelle" www.nouvelle.ru



Почему мыслеформы звучат? В данном случае, акустическими колебаниями показан статичный процесс их существования, в противном случае это был бы просто слепок с мыслеформы. Звук принимает форму того объекта, на который смотрит человек. Это сплав синтезированных, стерильных и безопасных звуков с более ядовитыми звуками органической среды. Синтезированные звуки возникают случайно, что создает иллюзию жизни, рождающихся и "сгорающих" нейронных соединений. В противовес им, звуки органического происхождения (такие как звуки вскрытия человеческой оболочки или звуки экзотических насекомых) максимально упорядочены.

"Сэмплы" расставлены в строго заданных местах, определена цикличность. Мыслеформы предельно абстрактны и предоплагают интуитивное восприятие. При этом, "хорошие" или "плохие" ассоциации не нужно принимать в расчет: их появляение случайно и бессистемно, как флуктуации или интершум.

Вот мыслеформа. Вы можете проследить, как мозг пытается уцепиться за что-то знакомое, например, идентифицировать человеческие черты у объекта, выделить привычные звуки из потока. Пока он занят этой бессмысленной работой, вы можете наблюдать со стороны за тем, что происходит у вас в голове, как это происходит. Это и есть трепанация мыслеформ. Основная идея заключается в том, что наше сознание существует в постоянном процессе рождений и смертей и изобилует чужеродными объектами, давно ставшими "своими". Моделируя сознание, мы убеждаемся в его вирусной природе. Мыслеформы могут блуждать в "пассивном" состоянии по каналам восприятия, пока какое-нибудь событие не активизирует их рост. В следующий момент одна из форм окажется гениальным озарением или повергнет сознание в длительный период параноидальных страхов. Возможно, ее собственный генетический код определен именно последовательностью звуков.

                                                                                          Георгий Белоглазов



Однажды, на платформе электропоезда меня окликнул пожилой гражданин, с намерением угостить пивом. Тут же выяснилась и мотивация альтруистического порыва - патологоанатом отмечал продажу неучтённого золотого зуба или чего-то там в этом роде.... Мы взяли пива, сели и поехали. Говорили о быстротечности жизни, о табуированности темы смерти и распространённой среди медиков брезгливости к патологоанатомам, об искусстве, науке, философии, о микро и макрокосмосе, об анатомии тела и механизмах мыслетворения. Беседу было решено продолжить уже в моей мастерской, что мы и сделали, вооружившись бутылкой хорошего красного вина.... И вот когда я провожал патологоанатома, он многократно и безостановочно изрекал одну фразу, словно кодируя подсознание - "изобрази мысль", "изобрази мысль", "изобрази мысль"......

По прошествии этого эпизода, несколько лет я лишь изредка вспоминал о нём, но постепенно это "изобрази мысль" превратилось в пульсирующую вену на моём лбу, требующую какого-то решения. Было совершенно непонятно, как и зачем это делать, мне не казалось интересным заниматься изображением мыслей, однако вирус был запущен, и процессы уже шли полным ходом. Как раз в тот период я делал монументальные рельефные работы, в которых объём сочетался с плоскостью, прорастая сквозь плоское изображение в трёхмерность. И однажды, часть рельефа полностью отделилась от плоскости, превратившись в самостоятельную скульптуру. Именно тогда я всё понял - мысль не надо изображать, её необходимо сначала визуализировать, а затем вытаскивать из собственного сознания в реальность в виде трёхмерного скульптурного объекта.


Процесс материализации напоминает сложную хирургическую операцию, требующую максимальной сосредоточенности и терпения. Материальность самой мысли теперь уже не вызывает ни малейших сомнений, более того, допустимо говорить об особом виде уплотнённых мыслеформ, наделённых небольшим самостоятельным сознанием - о простейших живых организмах. Они испускают неоднородные вибрации и аудиошумы, их структура и форма различны, а внутреннее строение непредсказуемо, наконец, с мыслеформами и мыслепотоками возможно входить в физический контакт с помощью приборов обратной связи. Обратная связь с арт-объектом, пожалуй, ключевое действие, поскольку сама тема изучения процессов сознания предполагает некий контакт с внутренним устройством, некую настройку внимания на метафизику.



Фотография является незаменимым инструментом в работе над проектом. Без неё не был бы возможен этап уплотнения трёхмерных объектов в плоскость, точнее по ту сторону плоскости, где им и место, откуда они и были извлечены – фокус в том, что в процессе вытаскивания мыслеформ из сознания в трёхмерную реальность, происходит их преломление, и для восприятия они становятся чужеродными объектами. То же самое происходит с глубоководными живыми организмами когда их подымают на палубу корабля – они искажены до неузнаваемости вне родной им стихии. Плоское инвертированное фото движущейся в пространстве мыслеформы это наиболее точное изображение её первоначальной визуализации.

                                                                                              Дмитрий Каварга




Home


Публикации