HOME
Проект победитель конкурса "Памятник Ельцину"
учреждённый музеем актуального искусства Art4.ru 2007
подробнее о проекте на сайте музея



Интерьвью Телекомпании НТВ 18 октября 2007

Немогли бы вы бъяснить замысел, идею своего памятника?

Если описать мой замысел совсем просто и односложно, то можно говорить о развале большой страны на пятнадцать отдельных кусочков. На вершине накренившейся России стоит фигура Ельцина, остальные перевёрнутые фигурки это все мы в тот период. Скульптура, по замыслу, должна быть выполнена из металла, покрытого чёрной зеркальной эмалью, в которой отражаются плывущие облака, фигурки перевёрнутых людей и лица смотрящих прохожих. Таким образом монумент вплавляется в реальность и становится её частью.

Многие высказываются против создания такого памятника Борису Ельцину - как к этому относитесь?

Я делал монумент эпохи 90-х, а не надгробие Борису Николаевичу. Если сопоставлять этот монумент лишь с образом конкретного человека, наверное, он может показаться черезчур брутальным и мрачным, особенно родственникам Ельцина. Однако фигура президента страны, в некотором роде, принадлежит каждому из нас, время его правления это куски наших жизней, целые этапы. Поэтому мне кажется не правильным смешивать мнение родственников Ельцина с мнениями остальных людей - это совсем разное. Здесь, кстати, вырисовывается общая проблема с нашими памятниками - все привыкли, что памятник представляет собой реалистичную фигуру человека, это, такой, бронзовый истукан очень похожий на оригинал, но несколько большего размера... У нас почти совсем нет смелых неожиданных современных скульптур, будоражащих воображение и вызывающих неоднозначную реакцию.

Многие называют мой проект "чёрным чудищем", но он отнюдь не является воплощением негатива и чернухи. Это серьёзное произведение искусства, дающее человеку возможность задуматься о своей жизни и смерти, об иллюзорности и зыбкости реальности, о ничтожности людей и их планов перед грандиозными проявлениями вселенского бытия, и судьбы.

В 90-е целая страна оказалась в состоянии деструкции и распада, миллионы людей испытали ощущение опрокидывания и зависания над бездонностью. Но если говорить о фигурке наверху монумента - это алегорический образ - человек, который оказался по другую сторону от остальных, он одинок и ему можно сопереживать. Можно даже видеть в нём героя, укротившего хаос, одинокого и сильного.

Почему вы стали участвовать в этом полуполитическом проекте?

Я не занимаюсь актуальным искусством, мне интересно создавать собственую картину мира, познавать с помощью искусства мироздание и процессы происходящие в собственном сознании, так сказать, а не заниматься социальной рефлексией. Но в данном случае я сделал для себя исключение - мне показалось очень интересным участвовать в проекте, поскольку предстояла очень сложная и неожиданная задача - в одной работе попытаться воплотить целый этап моей жизни и жизни моей страны. К тому же тема конфликта упорядоченности и хаоса, распада стабильности мне интересна всегда.




Интерьвью журналу Афиша 14 сентября 2007

Какой у вас проект и почему он такой?

Мой проект памятника довольно брутальный и деструктивный и, такой, философский что ли. Это взгляд на общественные процессы со стороны, дистанцировано. Я вообще не чувствую себя уютно в социальной среде, а это кипящее варево, бурлящее в 90-е, вызывает у меня ассоциации масштабного абсурдизма и апокалиптичности. Время было переполнено самыми разными эмоциями, в воздухе что только не витало, но отдельный человек казался как-то особенно мал и ничтожен перед разверзшимися разломами стабильности и понятности. Словно треснул и начал распадаться гигантский защитный панцирь и хлынул поток непрояснённости, всё перемешав.

Почему вы стали учавствовать в конкурсе?

Сейчас, спустя время, появилась безучастность к той жизни, эмоциональность растворилась. Всё утряслось в сознании и мне очень интересно теперь воплотить этот образ, осознать целый период своей жизни как нечто единое. Кстати, вся эта "эпоха Ельцина" напоминает мне собственное творчество - очень много деструкции, конфликтности и физиологии, в то же время образ цельный. Тут как раз уместно уточнить, что я сделал скорее эскиз памятника той эпохи, а не Бориса Ельцина.


Kак вы относитесь к Ельцину?

Сам Ельцин мне кажется теперь  трагикомичным персонажем большого действа. Так выпало по судьбе, что именно он оказался во главе всего происходящего и с его именем теперь ассоциируется весь период 90-х. На его месте теоретически мог быть любой другой, но оказался он, такой какой был, со всеми своими слабостями и достоинствами. Отчасти, он вызывает сочувствие, но только не сам образ президента России Бориса Ельцина, а тот человек внутри этого образа. Я стараюсь относиться безоценочно к его деятельности, для меня это просто одна из возможных судеб социального человека.





Home