CYBERFEST 10th, International Festival of Media Art 2017
«Инновация как художественный прием», Эрмитаж 2018
Философы создают концепты, замедляя выхваченные фрагменты хаотичного поля, а "оболочки смысловых конструкций" это процесс обратного ускорения концептов до возвращения их в образное...
Объекту предлагается "взглянуть" на лист с текстом.
Он вглядывается, погружаясь на какое–то время в анализ и лингвистическую
классификацию воспринятой информации. Интеллект позволяет ему распознавать в теле
текста целую линейку лексических, морфологических и образно—ассоциативных характеристик.
Каждая вычлененная закономерность структурируется и перенаправляется в соответствующий программный канал, обращаясь за время его "прохождения" в команду к двигательной активности.
Динамика и образность, поэтика, терминологическая насыщенность, многообразие смысловых текстообразующих связей служат энергетическим импульсом для сочленений...
Как только всё усвоено, объект приходит в движение.
Чем насыщеннее концептами текст, тем дольше и разнообразней активность. Наиболее оживлённые фрагменты в какой–то момент выстреливают цветную яркую жидкость. Жёлтое, синее, красное вещество вытекает из отверстий. Конструкция постепенно забрызгивает и заливает красочными пятнами и струями себя и территорию под собой. Наслаиваясь друг на друга, чистые цвета перемешиваются и со временем образуют сложную палитру...
250x250x250, полимеры, композиты, металл, двигатели, видео камера, цветные жидкости
Программное обеспечение и система управления - Валерий Карпов, Дмитрий Добрынин
Выставка Daemons the machine, Laboratoria Art&Science Foundation, MMOMA. Фото: Юрий Пальмин, 2018
Экспозиция Киберфест 10th, 2017
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Вместе с неумолимо истоньшающимися границами между искусством, философией и научными технологиями постепенно растворяются и чёткие опознавательные критерии, по которым можно отделить одно от другого, уступая место новым смыслам и интерпретациям...
Замысел проекта «Оболочки смысловых конструкций» заключается в попытке овеществления, наделения телесностью метафизических философских понятий и концептов, таких как делёзовская ризома, аристотелевская субстанция, декартовское cogito, лейбницианская монада, кантовское априори, шеллингианская потенция, бергсоновская длительность и т.д.
Зритель получит возможность обнаружить и осознать в себе некий механизм, преобразующий интеллектуальные фантазмы в пластические образы видимого мира, а так же переосмыслить само его существование и конфигурацию...
На выставке представлены первые два из цикла роботизированных объектов.
Наблюдатель Сложности
Одним из примечательных трендов современного научного познания является формирование в нем в качестве ядра постнеклассической науки 21 века качественно новой междисциплинарной (и, возможно, трансдисциплинарной) «парадигмы сложности», имеющей сразу несколько «точек роста». «Сложные системы – это системы которые состоят из множества взаимодействующих частей, обладающих способностью порождать новые качества на уровне макроскопического коллективного поведения, проявлением которого является спонтанное формирование различимых темпоральных, пространственных или функциональных структур».
В квантово-релятивистской физике включение наблюдателя предполагает его осознаваемое присутствие как наблюдателя второго порядка, наблюдающего самого себя и являющегося одновременно наблюдателем по отношению к контингентному ансамблю «локализованных наблюдателей первого порядка».
Концепты наблюдателя и наблюдения были введены изначально как саморефлексивные рекурсивные концепты, «схватывающие» сам процесс деятельно осознаваемого наблюдения в качестве конструктивной семиотической процедуры создания форм различий, рекурсивно (циклически) различающих самих себя.
Для Делеза и Гваттари «наблюдатели есть всюду, где возникают чисто функциональные свойства опознания и отбора, не связанные с прямым действием; например, в молекулярной биологии, иммунологии или же в аллостерических энзимах…Физика элементарных частиц нуждается в бесчисленном множестве бесконечно тонких наблюдателей. Можно представить себе таких наблюдателей, чей ландшафтный вид особенно узок, поскольку состояние вещей проходит через смены координат. В конечном счете, идеальные частичные наблюдатели это чувственные восприятия или переживания, присущие самим функтивам».
Вводя такой персонаж как «частичный наблюдатель» и подчеркивая, что такой наблюдатель –это «несубъективный наблюдатель», Делез и Гваттари фактически исключают возможность интерсубъективной коммуникации как обмена смыслами и пониманиями в том мире научного познания, в котором нет фигуры философского наблюдателя. Предельно упрощая, можно сказать, что для Делеза и Гваттари интерсубъективность – это некий сетевой процесс, который реализуется «между» философией и наукой, а точнее – между «концептуальными персонажами» в философии и «частичными наблюдателями» в науке; процесс, осуществляемый при посредничестве «артефактов искусства».
В.И.Аршинов. Институт философии Российской академии наук.
В сотрудничестве с лабораторией робототехники политехнического музея.